Галактика MACS1149-JD1 может оказаться самой древней и удалённой из всех наблюдаемых во Вселенной

Группа американских астрономов, основываясь на данных космических телескопов «Хаббл» и «Спитцер», заявила о предположительном обнаружении самой далёкой и древней из всех когда-либо наблюдавшихся галактик. Её красное смещение необычайно велико, а само открытие стало возможно лишь благодаря гравитационному линзированию.

Скопление MACS J1149,6+2223. Север — вверху, восток — слева. Расположение галактики MACS1149-JD1 отмечено красным кружком. (Фото «Хаббл» / «Спитцер» / Wei Zheng et al.)

Обычно галактики, возраст которых превышает 13 млрд лет, недоступны нашим телескопам, если, конечно, это не сверхъяркие квазары. И лишь гравитационное линзирование (ГЛ) — усиление света далёкой галактики крупными образованиями между Землёй и наблюдаемым объектом — позволяет увидеть такие объекты. Особенно сильный ГЛ-эффект могут давать галактические скопления с большими массами. И тогда перед астрономами предстают галактики с максимальными красными смещениями, то есть наиболее далёкие от нас как в пространстве, так и во времени: ведь мы видим их такими, какими они были более десятка миллиардов лет назад.

Группа астрономов под руководством Вэй Чжэна из Университета Джонса Хопкинса из Марка Постмена из Института космической телескопии объявила об обнаружении галактики MACS1149-JD1 из скопления MACS1149+22. Учёные использовали телескопы «Хаббл» (в диапазоне 0,2–1,6 мкм) и «Спитцер» (3,6–4,5 мкм), данные которых анализировались несколькими независимыми методами. Первичное определение величины красного смещения дало очень высокое значение — z = 9,6, что соответствует возрасту наблюдаемого скопления в 490 млн лет после Большого взрыва. Такое значение красного смещения, к тому же подтверждённое из двух источников, весьма необычно: оно соответствует расстоянию более чем в 13 млрд световых лет.

Астрономы настаивают на том, что это одно из самых точных измерений красного смещения, когда-либо делавшихся для столь удалённого объекта. Серьёзное гравитационное линзирования привело к высокой видимости объекта как в видимом, так и в ультрафиолетовом диапазоне. Это позволит провести спектрографическое подтверждение объекта при помощи планируемого к вводу в строй в 2018 году космического телескопа «Джеймс Уэбб». Более того, корректируя имеющиеся данные с учётом линзирования, исследователи делают вывод о том, что наблюдаемая галактика с вероятностью 95% может быть всего 200-миллионолетней, то есть её формирование началось очень близко к моменту Большого взрыва. Вероятно, это один из самых ранних и удалённых (если не самый ранний и удалённый) наблюдаемых объектов Вселенной.

Механизм гравитационного линзирования, которое позволило рассмотреть MACS1149-JD1: массивный объект между Землёй и наблюдаемой галактикой значительно усилил пучок света, который достигает космических телескопов. (Иллюстрация Википедии.)

Подготовлено по материалам Nature News и arXiv-препринта.

16 Апреля 2012, 20:15    Den    4345    0