Орбитальная обсерватория Swift зарегистрировала мощнейшую вспышку

Орбитальная обсерватория НАСА Swift зарегистрировала мощнейшую вспышку в созвездии Дракона, классифицированную как гамма-всплеск GRB 110328A. Новый источник рентгеновского излучения Swift обнаружил ещё 28 марта. Через неделю к наблюдениям подключился «Хаббл», показавший, что по расположению объект совпадает с галактикой, удалённой на 3,8 млрд световых лет.

Изображение GRB 110328A, переданное аппаратом Swift. Здесь фиолетовым и белым отмечены данные по видимому и ультрафиолетовому диапазонам, а жёлтым и красным — по рентгеновской области. (Иллюстрация НАСА / Swift / Stefan Immler.)

Тогда же, 4 апреля, фотографию GRB 110328A сделала рентгеновская обсерватория «Чандра»; как выяснилось, источник действительно находится в центре снятой «Хабблом» галактики.

В начальной стадии наблюдений GRB 110328A напоминал обычный гамма-всплеск, связанный со сверхновой, но сейчас становится понятно, что вспышка имеет очень необычные свойства: она уже просуществовала гораздо дольше, чем ожидалось, причём её рентгеновская яркость несколько раз резко повышалась и падала. Астрономам, конечно, известны объекты в Галактике, способные выдать серию всплесков, но их мощность слишком мала и не соответствует наблюдаемой.

«Поскольку вспышка находится в центре галактики, можно предположить, что её появление связано со сверхмассивной чёрной дырой, — говорит сотрудник Центра космических полётов Годдарда Нил Герельс (Neil Gehrels). — Видимо, эта чёрная дыра поглотила подошедшую к ней звезду». Следы таких событий регистрировались и раньше, но вспышки всегда были менее заметными. По предположению исследователей, увеличение яркости связано с тем, что релятивистский джет — струя испускающих рентгеновское излучение частиц, которая образуется при взаимодействии магнитных полей с аккреционным диском чёрной дыры, — направлен прямо на нас.

«Если наши догадки верны, в ближайшие несколько дней GRB 110328A начнёт постепенно исчезать, — заключает г-н Герельс. — Но если он сохранит яркость на несколько недель или месяц, никаких подходящих гипотез у меня не останется».

Изменения яркости GRB 110328A, зарегистрированные обсерваторией Swift в диапазоне энергий 0,3–10 кэВ (иллюстрация НАСА / Swift / Penn State / J. Kennea).

Сверху: снимок, сделанный «Хабблом» в видимом диапазоне. Стрелкой отмечена галактика, совпадающая по расположению с GRB 110328A. Снизу: рентгеновская фотография «Чандры», на которой крестом показан центр галактики. (Иллюстрация НАСА / ESA / A. Fruchter / CXC / Warwick / A. Levan.)

Подготовлено по материалам НАСА.

10 Апреля 2011, 12:34    Den    5161    0