Уравнение состояния темной энергии

Проект SNLS3, в котором за три года наблюдений зарегистрировано 472 сверхновых класса Ia, позволил уточнить уравнение состояния космологической тёмной энергии до уровня точности 6,5%. Сверхновые Ia замечательны тем, что они могут служить «стандартными свечами» в космологических наблюдениях. В 1998 г. наблюдения сверхновых позволили установить, что Вселенная расширяется с ускорением.

В рамках ОТО это соответствует наличию вещества с отрицательным давлением — тёмной энергии. Результаты SNLS3 с учетом других наблюдательных данных, полученных со спутника WMAP7, а также в проектах SDSS и SHOES, дают для параметра уравнения состояния тёмной энергии в модели плоской Вселенной величину w = p/ρ = -1,061+0,069-0,068. Если не предполагать плоскостность, то получается w = -1,069+0,091-0,092, а ограничение на параметр кривизны принимает вид Ωk = -0,002 ± 0,006. Значение w0 = -0,905 ± 0,196 получается в предположении линейной эволюции w = w0 + wa(1 - a), где a — масштабный фактор Вселенной. В систематической погрешности доминирует прежде всего неопределённость фотометрической калибровки, а не астрофизические неопределённости, связанные с моделями самих сверхновых. В будущем устранение этого источника погрешности способно улучшить точность до ≈2%. Полученные данные пока хорошо согласуются с простейшим случаем космологической постоянной p = -ρ.

Источник: arXiv:1104.1444v1 [astro-ph.CO]