Черные дыры способствуют рождению галактик, а не наоборот

Перенося в космическую плоскость вечный спор о том, что было раньше, курица или яйцо, ученые пытаются определить, что было первичным: черная дыра, вокруг которой затем образовалась галактика, или же галактика, внутри которой позже сформировалась черная дыра.

Анализ последних данных показывает, что черные дыры все-таки являются первичным звеном, а галактики сформировались позже. Ученые сообщают, что ранее при исследовании ближайших к нам галактик, расположенных в Млечном Пути, была установлена четкая взаимосвязь между массой черной дыры в центре галактики и строением самой галактики. Подобная зависимость найдена и в строении ближайших к черной дыре слоев галактики и звезд, находящихся там. Одновременно с тем, что масса дыры в центре галактик в сотни миллиардов раз превышает массу средних звезд, в структуре массы галактики дыры занимают крайне незначительную часть – не более 0,001%. На основании этого соотношения ученые и установили двустороннюю зависимость черной дыры от галактики и наоборот. Однако до сих пор не удавалось выяснить, развивались ли эти два объекта вместе, или же один был причиной другого.

На снимке - карликовая галактика Henize 2-10. Предполагаемое местоположение черной дыры отмечено крестиком

Разобраться с этим вопросом помогли данные о параметрах первых галактик, которые начали формироваться вскоре после Большого Взрыва. Ученые измерили массу черных дыр и галактик, возникших в первый миллиард лет после рождения Вселенной. Эти данные показали, что соотношение массы черной дыры и молодой галактики не всегда составляют постоянную величину, особо ярко это видно на примере ранней Вселенной. На следующем этапе исследований специалисты планируют установить механизм того, как именно черные дыры «обрастают» галактиками и влияют на их рост.

15 Января 2011, 23:51    Den    6745    0