Представлены некоторые данные о строении Великой стены Слоуна

Астрофизики из Эстонии, Испании и Финляндии рассмотрели строение и состав сверхскоплений галактик, входящих в так называемую Великую стену Слоуна (Sloan Great Wall, SGW).

SGW считается крупнейшей — её длина превышает миллиард световых лет — и мощным скоблением галактик в местной части Вселенной. Проводя анализ наблюдений подобных гигантских структур с предсказаниями космологических моделей, можно обнаружить интереснейшие закономерности, однако SGW, с момента открытия которой прошло уже семь лет, изучена довольно плохо.

Великая стена Слоуна на карте, полученной при обработке данных исследования <noindex><a target=_blank href=http://www2.aao.gov.au/2dFGRS/>2dF Galaxy Redshift Survey</a></noindex> (иллюстрация W. Schaap et al., 2dF Galaxy Redshift Survey).
Великая стена Слоуна на карте, полученной при обработке данных исследования 2dF Galaxy Redshift Survey (иллюстрация W. Schaap et al., 2dF Galaxy Redshift Survey).

Стена объединяет несколько сверхскоплений галактик, и в новой работе обсуждаются два таких объекта: SCl 126, самое большое сверхскопление в SGW, и SCl 111. При сравнении этих выбранных представителей SGW было установлено, что они заметно различаются по форме. SCl 126 (и особенно его ядро, самая плотная область SGW) напоминает нить, а SCl 111 — набор отдельных участков высокой плотности, соединённых «цепочками» галактик.

Чётко отделить первое сверхскопление от второго можно и по их галактическому составу, что было продемонстрировано на примере ярких красных галактик (bright red galaxy, BRG). BRG, около трети которых классифицируются как спиральные, обычно располагаются в группах, и в ядре SCl 126 такие группы имеют бóльшие размеры, чем на его границах или в сверхскоплении SCl 111. Кроме того, группы с большим количеством BRG можно обнаружить в любой области SCl 126, а в пределах SCl 111 они встречаются только на особо плотных участках. Наконец, в ядре SCl 126 пекулярные (собственные) скорости эллиптических BRG превышают скорости спиральных, тогда как на его периферии и в сверхскоплении SCl 111 наблюдается обратная картина.

Выделенные астрофизиками несоответствия говорят о том, что сверхскопления в составе SGW имеют совершенно разные истории образования и эволюционные пути. Саму Стену, таким образом, нельзя считать реальной физической структурой: она представляет собой простое собрание крупных галактических систем.

Полная версия отчёта будет опубликована в издании Astrophysical Journal; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Universe Today.

14 Мая 2011, 2:19    Den    7644    0