Астрономы обнаружили звёздообразование в старых эллиптически галактиках

Учёные из Мичиганского университета (США) объявили о том, что вопреки здравому смыслу в четырёх самых старых галактиках во Вселенной всё ещё рождаются новые звезды; просто их меньше, чем в молодых.

Новые данные заставляют пересмотреть представления об эволюции галактик. До сих пор считалось, что старые эллиптические галактики мертвы, то есть не в состоянии поддерживать формирование новых звёзд, ибо в них осталось очень мало (если осталось) холодного плотного газа.

Одна из таких старых галактик, M105 (изображение авторов исследования).

Мичиганские астрономы воспользовались широкоугольной камерой космического телескопа «Хаббл» для получения изображений молодых звёзд и звёздных скоплений в этих четырёх далеких галактиках. В отличие от предыдущих исследований, которые рассматривали весь свет эллиптических галактик одновременно, здесь были подготовлены ультрафиолетовые изображения с высоким разрешением, чтобы взглянуть на отдельные звёзды. В итоге даже если галактика производила только одну звезду, подобную Солнцу, в 100 тыс. лет, надежда на её обнаружение была высокой.

Возьмём для примера М105. Эта эллиптическая галактика находится от нас примерно в 34 млн световых лет; обнаружена 24 марта 1781 года французами Пьером Мешеном и Шарлем Мессье. До сих пор никто не считал её «живой», однако мичиганцы увидели несколько ярких голубых звёзд, масса которых в 10–20 раз превышает солнечную. Найдены и другие объекты — правда, не такие яркие: вероятно, звёздные скопления.

Исследователи предполагают, что новые звёзды формируются в М105 раз в 10 тыс. лет или около того; другими словами, те немногие голубые объекты не были счастливыми случайностями. Образование новых звёзд в галактике, давно пережившей свои лучшие годы, — постоянный процесс.

В этом и заключается тайна: откуда берётся материал для создания новых звёзд при отсутствии холодного плотного газа — того самого, что в изобилии представлен в спиральных галактиках?

Результаты исследования были представлены на заседании Канадского астрономического общества.

Подготовлено по материалам Мичиганского университета.

9 Июля 2011, 2:45    Den    5858    0