Радиоинтерферометр с базой, равной радиусу Земли будет изучать удалённую активную галактики

Используя глобальную сеть радиотелескопов, астрономы провели наблюдения галактики PMN J0948+0022 с чрезвычайно высоким разрешением. Телескопы были объединены по методике радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами (РДБ). Простейший радиоинтерферометр состоит из двух разнесённых в пространстве антенн, а его разрешение определяется не размерами последних, а расстоянием между ними — длиной базы. Наилучшие результаты, таким образом, даёт объединение телескопов, расположенных в разных странах и на разных континентах.

Данные, собранные по методике РДБ, обычно записывались на жёсткие диски, а после этого отправлялись на центральный суперкомпьютер для обработки. Не так давно у исследователей появилась возможность создавать прямые оптоволоконные линии связи между задействованными телескопами и суперкомпьютером и обрабатывать поступающую информацию в реальном времени. Усовершенствованная технология РДБ довольно часто применяется в масштабе Европы, но глобальные сети телескопов создавались только для тестирования или с демонстрационной целью.

Предметом первых научных наблюдений, в которых имитировался бы радиотелескоп размером с Землю, стала сейфертовская галактика PMN J0948+0022, расположенная на красном смещении z = 0,585. Сейфертовскими называют спиральные или неправильные галактики с активными ядрами и широкими спектральными линиями излучения, которые свидетельствуют о быстрых движениях газа в ядре. PMN J0948+0022 выделяется тем, что она стала первой галактикой своего типа, зарегистрированной в гамма-диапазоне.

Радиотелескоп австралийской обсерватории Паркса, принимавший участие в наблюдениях (фото Stephen West).

Сами наблюдения — три 11-часовых сеанса — были выполнены в мае, июне и июле 2009 года на частоте в 22 ГГц. Наибольшая длина базы составила 12 458 км; такую величину в июньских экспериментах обеспечили телескоп обсерватории Mopra, расположенной на территории австралийского штата Новый Южный Уэльс, и испанский телескоп, установленный в провинции Гвадалахара.

Большое ухо - 17 радиотелескопов, расположенных по всему миру, способны работать в режиме реального времени как единый радиоинтерферометр со сверхдлинной базой (e-VLBI, electronic Very Long Baseline Interferometry). Изображение: «Популярная механика»
Большое ухо 17 радиотелескопов, расположенных по всему миру, способны работать в режиме реального времени как единый радиоинтерферометр со сверхдлинной базой (e-VLBI, electronic Very Long Baseline Interferometry).

По утверждению астрономов, глобальная сеть телескопов прекрасно справилась с задачей. Центральная область галактики была изучена с высочайшим разрешением в несколько десятков угловых микросекунд.

Полная версия отчёта опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

4 Марта 2011, 0:14    Den    5962    0