Джет небольшой чёрной дыры удивил астрономов изменчивостью
Выполненные инфракрасным космическим телескопом WISE наблюдения двойной системы GX 339-4, содержащей чёрную дыру массой более шести солнечных, показали, что плотность регистрируемого потока излучения может заметно меняться на временных интервалах, длительность которых измеряется десятками секунд
Космический телескоп
Целью новых наблюдений стала двойная система GX 339-4, отстоящая от нас более чем на 20 000 световых лет. В её состав входят чёрная дыра с массой, превышающей шесть солнечных, и звезда на широкой 1,7-дневной орбите. Как это обычно бывает, вещество светила постепенно переходит к чёрной дыре, которая приобретает аккреционный диск и пару джетов, ориентированных перпендикулярно ему.
Двойная система GX 339-4 с аккреционным диском и джетами (иллюстрация НАСА). |
«Инфракрасное видение WISE даёт возможность детально рассмотреть наиболее интересные внутренние участки GX 339-4, прилегающие к «основанию» джета», — замечает сотрудник
WISE делает снимки в четырёх диапазонах (на рисунке ниже они обозначены как W1–W4) с центрами на 3,4, 4,6, 12 и 22 мкм, причём минимально возможный временнóй интервал, отделяющий фотографии одного и того же объекта друг от друга, составляет 11 с. В случае GX 339-4 астрономам один раз удалось снять данные с таким интервалом, и полученный результат оказался совершенно неожиданным: всего за 11 секунд плотность потока излучения, регистрируемая в разных диапазонах, успела заметно снизиться. Эта нестабильность свидетельствует в пользу того, что размер «основания» джета может изменяться примерно на порядок за довольно короткое время.
Данные WISE также помогли оценить индукцию магнитного поля, действующего на вещество в джете. Рассчитанная величина — (1,5 ± 0,8)•104 Гс — в несколько десятков тысяч раз превосходит индукцию поля Земли на её поверхности.
Изменения плотности потока излучения, регистрируемого WISE в четырёх разных диапазонах. Интервалу в 11 с соответствует переход «3 — 4» (см. нижний график). Длительность других интервалов либо равна 95 минутам (орбитальному периоду WISE), либо кратна этому значению. Плотность потока излучения измеряется во внесистемных единицах, миллиянских; 1 мЯн = 10–29 Вт/(м2•Гц). MJD — модифицированная |
Полная версия отчета опубликована в издании
Подготовлено по материалам
Комментарии (49):
Wide-Field Infrared Survey Explorer, или WISE (Широкоугольный исследователь в инфракрасных лучах; буквальное значение англ. wise — мудрый) — инфракрасный космический телескоп НАСА, запущенный на околоземную орбиту 14 декабря 2009 года с целью получения обзора всего неба в инфракрасном диапазоне.
Главной задачей WISE является полный обзор неба в четырех ИК-диапазонах в поисках таких объектов как: ультраяркие инфракрасные галактики, коричневые карлики, астероиды и кометы, сближающиеся с Землёй.
Основную часть телескопа занимает цистерна, заполненная жидким водородом. Глубокое охлаждение (до 7 кельвинов) защищает инструменты от «теплового шума».
Чувствительность WISE примерно в 500 раз лучше, чем мог обеспечить инфракрасный космический телескоп IRAS, при этом диаметр телескопа у WISE даже несколько меньше чем у IRAS: 0.40 м против 0.57 м.
Размеры космического телескопа: 2,85×2,00×1,73 метра, стартовая масса 662 кг. Объем бортовой флеш-памяти 96 Гбайт. Стоимость проекта составляет около 320 млн долларов США. Код обсерватории космического телескопа WISE — C51.
Телескоп оснащен четырьмя камерами, каждая из которых работает в своем диапазоне: 3,3, 4,7, 12 и 23 мкм. Каждая камера состоит из матрицы размером 1024×1024 пикселя (1 Мпикс). В первых трех диапазонах (3,3, 4,7 и 12 мкм) масштаб изображения составляет 6 угловых секунд на пиксель, а в последнем четвёртом (23 мкм) составляет 12 угловых секунд на пиксель. Чувствительность детекторов составит соответственно 120, 160, 650, и 2600 микроянских (µJy) в 3,3, 4,7, 12, и 23 мкм. По чувствительности в диапазонах 12 и 23 мкм WISE в 1000 раз выше чувствительности спутника IRAS, и в 500 000 раз лучше чем обзор 1990-ых телескопа COBE в 3,3 и 4,7 мкм.
Аккреционная модель квазара это скорее всего вынужденная ошибка. Тоесть надо было что сказать - вот и сказали. Выше говорилось о казаре без галактики, так что диска как бы нет по определению. И еще.
Аккреционная модель это замствованная у Зельдовича идея преобразования массы в энергию. Он воображаемо "выстрелил", под небольшим углом расхождения, две частицы в направлении ЧД. Разогнанные частицы столкнулись с другой стороны и выделили искомую энергию.
Заимствователи утрировали эту идею и сделали из нее то, что хотелось.Математики попервах "рассчитали" что в аккреционном процессе должно выделиться 10% МС2. Но потом подняли эту цифру до 40%. В расчетах львиная доля энергии выделяется при ударе разогнанного вещества о поверхность сверхплотного тела. Ну, ладно бы НЗ там хоть поверхность открыта, может и выделяется та энергия, кто знает? Но в ЧД поверхность спрятана под горизонтом событий!!! Как то нехорошо получается. Но когда сильно хочется то получается все!
При прохождении сверхмассивной черной дыры-компаньона сквозь аккреционный диск в последнем возникают сильные ударные волны, которые распространяются по диску и могут достигать истоков джета, в результате чего в источнике наблюдаются вспышки. Ситуация последовательных вспышек неравной интенсивности и продолжительности может реализовываться в случае некруговой орбиты ДСЧД, когда в перицентре компаньон пересекает более плотные области аккреционного диска, а в апоцентре — периферийные, а также вследствие того, что при прецессии угол между плоскостью диска и плоскостью орбиты изменяется. При этом мелкомасштабные вариации изменения потока, по-видимому, отражают неоднородности аккреционного диска, поэтому детальный анализ кривых блеска вспышек позволяет исследовать его структуру.
Все модели аккреции на черные дыры основаны на преобразовании углового момента аккрецируемого вещества таким образом, чтобы оно начинало приближаться к черной дыре. В одной из групп моделей угловой момент теряется веществом непосредственно с помощью механизма магнитной центрифуги. Долгое время существовали предположения, что диффузия углового момента аккреционного потока связана с турбулентностью. Предло- женная Шакурой и Сюняевым в 1973 г. α-модель учитывала вязкие напряжения с помощью феноменологически введенного пара- метра α. При этом турбулентная вязкость между соседними слоями аккреционного диска при- водит к потере веществом углового момента и появлению радиальной составляющей скорости.
Впервые, попытки детектирования ТэВ излучения от Cyg X-3 были предприняты в середине семидесятых и продолжались до середины 80х. Два проекта были чрезвычайно важны: это результаты Kiel и, выполненные в это же время наблюдения Havera Park.
Результаты этих двух экспериментов показали очень большой поток при ультра высоких энергиях. Именно эти результаты стимулировали создание многих новых установок для исследований при сверхвысоких энергиях.
Переменность излучения, а также корреляция активности источника в широком диапазоне энергий, может нести существенную информацию, как о природе источника, так и о механизмах генерации частиц вплоть до сверхвысоких энергий.
То, что стадия вторичного обмена масс в режиме с общей оболочкой действительно реализуется в природе, доказывается недавним открытием звезды WR в очень короткопериодической рентгеновской двойной системе Cyg X-3. Очень короткий орбитальный период (4,8 часа) этой системы свидетельствует об интенсивной потере массы и углового момента, который мог реализоваться на стадии двойной системы с общей оболочкой.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь пожалуйста.